Общая характеристика видов взаимодействия - Общая характеристика социального взаимодействия людей

Археология Архитектура Астрономия Аудит Биология Ботаника Бухгалтерский учёт Войное дело Генетика География Геология Дизайн Искусство История Кино Кулинария Культура Литература Математика Медицина Металлургия Мифология Музыка Психология Религия Спорт Строительство Техника Транспорт Туризм Усадьба Физика Фотография Химия Экология Электричество Электроника Энергетика.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности—пассивности индивидов. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межгрупповое взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.

Взаимодействие имеет три уровня развития — низший, средний и высший, — каждый из которых имеет свои отличительные характеристики см. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление: Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера альтруизм.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: Иначе говоря, отношение — атрибут любой связи человека: Субъект-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, то есть самоотношение.

Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые.

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия

В ходе такого взаимодействия возникают общественные отношения. Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев: Психологические же отношения — результат непосредственных контактов между конкретными людьми, наделенных определенными особенностями, способных выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Их содержание и специфика зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.

К составным элементам взаимной привлекательности—непривлекательности относятся: Притяжение—отталкивание в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом.

Можно говорить о следующих видах межличностных отношений: Данная классификация основана на нескольких критериях: Второй критерий — степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства. Третий критерий — различие функций отношений. Кроме того, каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише.

Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Человек понимает только то, что находит отклик в его памяти, — для понимания всегда нужны некоторые знания о понимаемом.

Но в первую очередь человек обычно понимает то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям:. В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте.

В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями педагога, актера, диктора, следователя , а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.

1. Виды взаимодействий

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить, подтвердить себя. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностное и массовое общение. Выделяют также межперсональное общение и ролевое.

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивиду альность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Общение может быть также доверительным и конфликтным. Личное общение — это обмен неофициальной информацией.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия — ya-kirkorov.ru

Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств письма, аудио-и видеотехники. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Следующая. Главная Обратная связь Дисциплины:



Смотрите также:
Коментарии:
  • Эти противоречия могут носить объективный и субъективный характер, т. Взаимодействие — начальная, исходная, родовая категория.