Как называлось помещение где разместили гарем абдуллы - О нравах во дворце турецких султанов...

Вернуться в Культура, обычаи и традиции Турции. Все материалы и цены, размещенные на сайте, носят справочный характер и не являются ни публичной офертой, определяемой положениями Статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни рекламой.

Уточнить актуальную информацию вы можете в наших представительствах. Туры в Турцию из Москвы из Санкт-Петербурга из Киева из Калининграда из Белгорода из Харькова. Список разделов История, культура, искусство, традиции, музыка, спорт и др. Культура, обычаи и традиции Турции Select language: История турецкого гарема Быт.

Жизнь обычных турок как она есть. Гарем в европейской культуре, всегда ассоциируется с местом плотских утех. В литературе и живописи изображались обитательницы гарема: На самом деле это было далеко не так.

Гарем султана представлял собой государственное учреждение со строгими законами и железной дисциплиной. До возникновения ислама гаремы существовали в ассиро-вавилонских и древнеегипетских дворцах.

До прихода ислама турецкий народ не знал полигамии, но с X в. Он усвоил, вместе с новой верой, арабскую традицию гарема. В году гаремы были запрещены Ататюрком. В гареме султана были в основном рабыни-иностранки или девушки проданные своими родителями. Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей.

Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных.

Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц чисто физически. Впрочем, одной удивительной красоты было мало: Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса. Прошедшие обучение получали свое помещение, которое впредь они не могли покинуть. Очень многие одалиски умерли, или состарились так и не увидев своего хозяина. Выбор наложницы на ночь.

Евнухи имели очень большие привилегии и занимали очень высокое положение при османском дворе. Кроме евнухов в гарем дозволялось входить только слепым муэдзинам. Одалиски подразделялись на категории. Здание гарема, похожее на крепость имело максимум удобств и очень пышное убранство. Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Можно я тоже добавлю? Гаремом называлось жилище, где обитал глава семьи со своими женщинами, рабынями и детьми. Хозяином там, разумеется, был сам султан. Сперва в гареме содержали только рабынь, а в жены брали дочерей христианских владетелей из соседних стран.

Когда султан Мехмед II Завоеватель — взял в г. Константинополь, он украсил город прекрасными постройками. На нынешней площади Баязида он выстроил дворец по образцу дворцов, существовавших в прежних столицах Бурсе и Эдирне.

Этим дворцом какое-то время пользовались, но вскоре он стал мал, и в — гг. Здесь решались государственные дела, здесь же султан появлялся перед подданными, когда шествовал в мечеть. К сожалению, здание гарема сгорело во время пожара г. Гарем был отстроен заново и просуществовал вплоть до Махмуда II — Конечно, главными персонами гарема были сами султаны.

После них следовала по рангу валиде мать султана. Когда ее сын восходил на трон, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старого дворца в новый и поселялась в особых палатах. Вслед за валиде шли кадын-эфенди — жены султана. Без сомнения, наиболее колоритными обитательницами гарема были джарийе рабыни.

Кроме того, сформировался особый класс служителей — гарем-агалары евнухи , ответственные за безопасность. Дар-ус-саадет агасы начальник безопасности гарема по рангу шел третьим после садразама великого визиря и шейх-уль-ислама главы исламской иерархии. Во времена Аббасидов — Багдад стал наиболее значительным рынком рабынь. В оттоманском гареме первые рабыни появились при султане Орхане — После того, как появилась традиция брать в жены рабынь гарема, наибольшим предпочтением пользовались черкешенки, грузинки и русские.

Кавказские девушки с давних пор славились своей красотой на Востоке, поэтому гарем пополнялся главным образом за их счет, особенно в XVII в. Кавказские князья отправляли своих дочерей в оттоманский гарем в надежде, что те станут избранницами султана. Они даже напевали им колыбельную: Рабынь покупали в возрасте 5—7 лет и воспитывали до полного физического развития.

По мере взросления их обучали музыке, этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. В подростковом возрасте девочку предварительно показывали во дворце. Если у нее обнаруживались физические дефекты, плохие манеры или еще какие-нибудь недостатки, цена на нее падала, и ее отец получал меньше денег, чем ожидал.

Родители девушек должны были подписывать документы, свидетельствующие о том, что они продали свою дочь и больше не имеют на нее никаких прав. Гарем был подобен величественной сцене, где актеры, состязаясь друг с другом, разыгрывали экстравагантно костюмированную драму. Одеяния рабынь различались в зависимости от времени года. Летом они носили легкие шелковые облегающие платья, которые подчеркивали силуэт тела.

Зимой же — меховые манто с соблазнительно открытым воротом и усыпанным бриллиантами поясом. Заботясь о прическе, они проводили немало времени у зеркала. Некоторые отращивали волосы до пят.

Чтобы быть замеченными, использовали косметику и духи, носили подвески, ожерелья, серьги из жемчуга и бриллиантов. Рабыни выглядели очень привлекательно. Ведь сам пророк Мухаммед сказал: Помимо гарема, султаны имели обыкновение содержать 10—20 рабынь в своих личных покоях. Наиболее красивые из них обслуживали его или принцев. Попадая в гарем, молодые рабыни в зависимости от поведения, внешности, красоты и характера получали разные имена, например, персидские — Гюльназ, Нешедиль, Хошнева.

Рабыням, которых султан мог скорее всего выбрать в качестве своих жен, приходилось очень тщательно учиться. Принявшие ислам учились читать Коран, совершали молитвы вместе или по отдельности. Получив статус жены, они строили мечети и основывали благотворительные учреждения, как то предусматривали мусульманские традиции. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их широких познаниях. В одном из них она писала, обращаясь к султану: Число рабынь в гареме стало заметно увеличиваться в период правления султана Мехмеда II Завоевателя.

Во времена Ахмеда I — была изменена система наследования, и принцев перестали назначать губернаторами провинций. Они поселялись в гареме, что, конечно же, привело к резкому увеличению числа детей. Перед приходом к власти Мехмеда III — в гареме обитало — человек, за время его правления это число возросло до Рабыни получали ежедневное денежное довольствие, сумма которого изменялась при каждом новом султане. Им дарили деньги и подарки по случаю свадеб, празднеств и дней рождения.

О рабынях хорошо заботились, но султан строго наказывал тех из них, кто отступал от установленных правил. Помимо 10—20 женщин, которые непосредственно обслуживали султана, различные обязанности имели и другие рабыни.

Наиболее важную роль играли помощницы султана, которые обслуживали его в течение всего дня. Те, кто выполняли личные и специальные поручения, назывались хазинедар хранительницы и имели ранги с 1 по 5.

Когда султан находился во дворце, хранительницы оставались в его покоях, но только главная из них могла сидеть рядом с султаном, в то время как другим позволялось входить лишь по вызову. Хранительницы 3, 4 и 5 ранга должны были круглосуточно дежурить вместе со своими помощницами у дверей султанских палат. Кроме того, у главной хранительницы находился ключ от казны. Азинедар, которые носили печать султана на золотой подвеске на шее, также были особо доверенными лицами.

Вот почему султаны всегда сами выбирали себе хранительниц, которые через какое-то время возвращались в старый дворец или отпускались на свободу с соответствующим документом. Одна из хранительниц, Кетхуда-кадын, была знатоком церемониалов.

Она организовывала празднества и свадьбы. Серебряный жезл подчеркивал значимость ее должности, а особой печатью кетхуда-кадын опечатывала имущество султана в его покоях.

Чашнигир-уста пробовала всю еду, которая готовилась в гареме, чтобы султан не мог быть отравлен. Чамашир-уста отвечала за стирку белья. Ибриктар-уста помогала султану совершать омовение. За кофе отвечала кахведжи-уста, а за винный погреб — килерджи-уста. Кюлханджи-уста поддерживала жар в бане. Катибе-уста отвечала за дисциплину, устав и протокол.

Хасталар-уста обследовала заболевших рабынь. В перечне занятых в гареме во времена Махмуда I — значатся 17 рабынь, работающих в винном погребе, 72 — обслуживающих принцев, 15 фавориток султана и всех прочих.

Из этого перечня следует, что султан вступал в отношения не со всеми женщинами. Каждая рабыня мечтала и надеялась, что наступит день, когда султан ее заметит.

Но для большинства эти мечты так и не осуществлялись. По прошествии девяти лет неизбранная султаном рабыня имела право покинуть гарем.

Султан давал ей приданое, дом и помогал найти мужа. Рабыня получала подписанный султаном документ, подтверждающий ее статус свободного человека. Известно, что некоторые сладострастные наложницы занимались любовью друг с другом или с евнухами, несмотря на то, что те были кастрированы.

У евнухов было множество подобных приключений. Некоторые из рабынь, получив свободу и выйдя замуж, через некоторое время разводились со своими мужьями, оправдываясь так: Вы об этом девушки? Кантри Шоп - позволь себе лишнее.

Гарем султана. Турецкий взгляд

Официально последний гарем окончил свою деятельность в году в связи с отречением от престола султана Абдулы Хамида II и изгнанием его из дворца Топкани превращенного в последствие в музей.

В году при захвате власти Ататурком была прекращена деятельность турецких гаремов. Но все это только официально. А на самом деле и сейчас на белом свете существует достаточно гаремов. Поэтому, если вы красавица и жаждите острых приключений и ощущений, у вас есть шанс стать очередной жемчужиной в коллекции себеподобных у какого-нибудь султана или шейха.

Женой стать и не найдейтесь. У мусульманина их может быть только четыре штуки, а у остальных и того меньше. Но если очень повезет, вы можете стать даже любимой же мчужи ной. Однако беда в том, что не все падишахи добрые дяди и ваш исход из гарема может быть почти как у рыцарей - "со щитом или на щите". Если вам повезет с повелителем, то вы покинете гарем с килограммами золота и бриллиантов на себе, с кругленькой суммой на счету в швейцарском банке и чемоданами дорогой одежды.

А если судьба обманет вас, то как в песне поется " и никто не узнает где могилка Дениза Зинтграфф попала в гарем саудовского принца совершенно безобидным способом - как приглашенная учительница французского языка к внуку короля.

Трудно сказать, добровольно ли она там оставалась или ее насильственно удерживали. Думаю, что вы об этом узнаете из ее книги "Гарем", недавно вышедшей во Франции. Русское издание этой книги я не встретила, но мне попались выдержки из нее. Ёто не приют сломленных личностей, не убежище мужского разнузданного фанатизма, а золотая тюрьма, где женщин называют красивым словом "гостья". В Ёмиратах, по словам Денизы, "гостьи" живут в специально построенных домах, вход в которые категорически запрещен для мужчин, кроме, естественно, самого принца, его отца и братьев.

Во главе строит принц и все подчинено только ему. Никто и шага не может ступить, не спросив заранее его разрешения. Два года полного воздержания - это еще терпимо". Тут следует объяснить, что в Саудовской Аравии мужчина и женщина не имеют права состоять в интимной связи без брака. Ёто карается смертной казнью. Женщину забрасывают камнями, мужчину обезглавливают. И, вероятно, Дениза официальной женой не была, а принц очень дорожил своей головой.

Ёто полностью деморализует, как и состояние вечной подчиненности и склоненной головы. В сознание постепенно входит ядовитая, истачивающая душу истина - ты ничтожество, ты рабыня Конечно нам, нормальным женщинам ХХ века, довольно непривычно, мягко говоря, ощущать себя в подобной ситуации Здесь время пошло вспять. Вернулось в те далекие временя, когда женщине отводилась унизительная роль декоративной комнатной собачки, готовой по щелчку плетки прибежать к ноге хозяина".

Столь оригинальны в получении одалисок далеко не все принцы и султаны. Сегодня нефтяные короли уже не покупают женщин, как раньше. Вечная борьба за права человека все-таки принесла какой-то успех и теперь уже нет на каждом углу базаров, где торгуют красавицами. Люди стали намного цивилизованней и открыли "модельные агентства". Султанам понравилась новая мода.

Ведь в большинстве своем это высокообразованные и прогрессивные люди, но вот дань традициям и вечная тяга к прекрасному не дают бедолагам покоя. Вот и рассылают они своих секретарей по модельным агентствам в поисках прекрасных творений. Конечно, не все манекенщицы, топ-модели и актрисы соглашаются отдохнуть пару-тройку месяцев в сказочном дворце щедрого султана. Однако и тут есть о ком рассказать. Есть на белом свете государство Бруней.

Живет в нем всего человек. Ёкономика построена на нефтяном бизнесе. Человек этот много сделал для своей страны. С частности, он купил независимоть для княжества у Великобритании, чьей колонией был долгое время Бруней. Также Хассан Болкиях является самым богатым человеком в мире.

Его состояние оценивается в 32 биллиона долларов. Его дворец насчитывает комнат. И как истинный султан Его Высочество имеет гарем. Как человек - султан щедрый, и красотки , проработав там положенные 3 месяца, уезжали с чемоданами, набитыми шмотками, драгоценностями и золотыми кредитками.

Гарем всегда был "свеженький". Идиллия закончилась внезапно, когда честолюбивый султан захотел пригласить погостить к себе саму "Мисс США". Гостьей стала Шэннон Маркетик - Мисс США года, которую даже друзья считают стервой и которая разорила около дюжины любовников. И вот, вернувшись по завершению контракта на родину, эта леди занялась любимым для каждой американки делом - предъявила иск султану за использование ее в качестве проститутки.

Как заявила экс-"Мисс США", она ехала туда заниматься рекламой, а оказалась запертой в гареме. Впрочем выяснилось, что за три месяца, проведенных ею в гареме, ни султан, ни его младшие братья или сыновья даже не дотронулись до американки.

Ее заставляли танцевать и петь караоке вместе с другими девушками. А когда контракт закончился, Шеннон Маркетик получила обещанные тыс. Однако красавице этого маловато показалось и сейчас как моральный ущерб она требует от властителя Брунея 10 миллионов долларов.

По иронии судьбы на гаремных делах попался самый порядочный и щедрый султан. Не всякая одалиска выходит из гарема с бриллиантами на шее, не всякая одалиска выходит из него вообще. Обладателем самого большого гарема является не арабский шейх, а самый обыкновенный пират - Бен Бела, промышляющий грабежом торговых судов и туристических лайнеро в ёжно-Китайском море. Его гарем - женщин. Помимо товара на карабле пираты обычно захватывают и самых красивых женщин, которых отвозят на остров вблизи Малазийского побережья, где им суждено до конца своих дней служить усладой для пиратов.

В случае сопротивления женщину обнаженной помещают в специальную клетку. Днем ее держат на раскаленном солнце, а ночью опускают в специальный бассейн с тигровыми акулами. Как правило, 24 часа такой пытки хватает чтобы сломить волю любой красавицы. Честно говоря, я могла бы привести еще несколько грустных историй о гАремыках, но не буду из вас слезы выжимать. Так что, жизнь в гареме, она разная. И я хочу пожелать вам, что если вы все-таки когда-нибудь окажетесь в гареме, то пусть это будет ваш собственный выбор, а господин ваш пусть будет щедр и добр как султан Брунея.

Теперь исследовательская и последняя часть оды о гареме. Россия 7 , Польша 5 , Австралия 4 , Англия 1 , Швеция 1 , Литва 1 , США 2. Необходимо сразу сказать, что среди них не было ни одного человека исповедующего ислам. Итак, на вопрос "хотели бы вы иметь гарем, если бы была такая возможность" я получила следующие ответы: Что касается, наших соотечественников , то только 2-е из 7 ответили НЕТ, а остальные очень даже и не против!!!

При чем ни одному из них рабыни не нужны, а всем нужно чтобы их любили всем гаремом и дружно жили между собой!!! Наиболее частое оправдание отказу: От комментариев и замечаний воздержусь. Итак ясно, что лучше наших мужчин нет никого!!! И даже султанами они были бы благородными, миролюбивыми и смелыми столько тещ сразу - не каждый отважится!!!

Воплощение мужской мечты - место, где десятки зависимых от тебя женщин готовы выполнить любую твою прихоть. С другой стороны - памятное: Средоточие восточной экзотики и неги Но гарем - это не просто огороженное место, где живут в "заключении" у мужа-хозяина мусульманские женщины.

Ёто институт посвящений, похожий на христианский монастырь, где девушки получают новое имя, обучаются религиозному почитанию и абсолютному подчинению.

Ёзотерический символизм суфиев, в соединении с явной эротической направленностью ритуалов, скрывает, как это ни удивительно, религиозное служение. Какие тайны хранили гаремы, где женщины должны были реализовать себя ценой отказа от себя же?

В строгом смысле слова, гарем - это помещение, специально предназначенное для проживания женщин и расположенное внутри дворца или любого другого большого здания. Мусульманское жилище традиционно делится на две совершенно разные части: Здесь дамы пьют, курят, спят, встречают подруг, поют, танцуют, занимаются мелкими ручными работами и, кроме всего, скрупулезно следуют предписаниям мусульманской религии.

В это место запрещен проход лицам противоположного пола, кроме евнухов и самого властелина, хозяина дома. Пересечение порога гарема неизбежно влекло за собой потерю нарушителем этого закона головы. Жизнь мусульманских женщин проходила только здесь, в то время как мужчины спокойно ходили по улицам, иногда работали, отдавали друг другу визиты или просто болтали на главной площади. Женщина же оставалась неизвестной практически никому, за исключением, может быть, ближайших друзей своего мужа.

Да, и на исламском Востоке она - управительница и хозяйка дома. Но внутри гарема она делит жизнь с другими женщинами такого же положения или служанками и даже рабынями.

И там неизбежно создается пирамидальная иерархическая структура, на вершине которой стоит первая жена, которая родила мужу сына-наследника. Полог тайны приоткрывается Первым европейцем, увидевшим гарем изнутри, был Фома Даллан, посланный в Константинополь в году для настройки органа, который испанская королева Изабелла в свое время подарила султану.

Турецкий владыка был так разгневан невежеством своих подданных, никто из которых не умел играть на этом инструменте, что проявил к Даллану большое расположение и даже предложил ему двух своих наложниц. Для этого он привел гостя во дворец, а сам остался снаружи. Британец описывает свой опыт весьма живо: На первый взгляд я принял их за мальчиков, но потом увидел, что их волосы ниспадают на плечи косичками, в которые вплетены связки жемчужинок, и некоторые другие признаки, по которым понял, что передо мной женщины.

На голове они не носили ничего, кроме золотой шапочки, на некоторых были краги, другие ходили с голыми ногами, с золотыми сережками на браслетах у щиколоток; иные носили бархатные туфельки сантиметров восьми высотой". Кончилось же это наблюдение тем, что Даллан решил бежать из города, прежде чем султан опомнится - он боялся, что посещение гарема будет стоить ему жизни. Наложницы попадали в гарем с рынка рабов в Константинополе.

Большинство из них, захваченные в плен в других странах еще девушками, обучались "хорошему поведению", игре на музыкальных инструментах и танцам, а потом преподносились султану в дар.

Попав в его гарем, они принимались в ислам после произнесения простой традиционной фразы: Другой путешественник эпохи Возрождения венецианец Оттавиано Бон, так описывает гарем: И чуть позже прибавляет: Они получают новые имена".

Ёти два свидетельства кажутся весьма значительными: Как известно, ислам не знает монашества - ни для мужчин, ни для женщин; однако гарем почти равен католическому женскому монастырю по своему значению. Женщины получают посвящение новым именем, еще они должны оставить всю прежнюю жизнь для того, чтобы быть принятыми в гарем, и еще они должны сохранить свою девственность. Так же как мужчина-мусульманин реализовывал самого себя в благочестивых размышлениях-медитациях, в священной войне или освященной работе, женщины реализовывались отказом от самих себя и исполнением своего материнского и супружеского долгов.

И здесь имеется в виду не только, и не столько гарем, сколько самый обычный мусульманский дом, семья правоверного. Что касается гарема, то здесь наложницы должны были почитать своего господина как сверхчеловеческое существо и подчиняться ему абсолютно. Обычай, например, вынуждал наложницу, которая была выбрана провести ночь с господином, входить в его частные покои наряженной в праздничные одежды и с великой покорностью.

Символом ее смирения служило то, что она сама должна была сбросить рубашку, взойти на ложе со стороны ног и ждать там своего любовника. Число захваченных в плен рабынь в гареме было весьма высоко, и наряду с изоляцией их жизни и строгим соблюдением режима, а также религиозным почитанием своего господина это давало какому-то проценту женщин надежду на освобождение.

Поэтому каждая из наложниц старалась, как могла, ублажить господина. Танец живота и семи покровов Джаллаладин Руми, великий мусульманский поэт, писал, что тот, "кто знает благодать танца, живет в Боге Нередко он становился самым обычным развлечением в гареме. Но, бывало, в Турции братства дервишей практиковали ритуальные синкопические танцы с целью достижения экстаза. Круговое вращение заставляло кровь двигаться к таким областям мозга, куда она обычно не доходит в таком количестве; само усилие, усталость и дрожащий ритм танца приводили к экстатическому открытию, снятию блоков с сознания, позволяющего проникнуть в самые глубокие области человеческой личности.

Так танцующий мог достичь мистического опыта слияния с Абсолютом. Что касается мусульманской женщины, она практиковала два танца-посвящения, особенно популярных на Востоке: В году один итальянский исследователь, который углубился в области Киренаика и Триполитания, тогда находившиеся во владении Италии, стал свидетелем тайных церемоний эротического характера, которые проводили мусульманские братства.

Галлуса под таким псевдонимом путешествовал этот исследователь - был принят в эзотерический круг, образовавшийся вокруг ёлиуса Ёволы, "Группа Ур", и описал свои переживания в монографии под названием "Жизнь среди арабов". Галлус принял участие в ритуале настоящего танца живота.

Его исполняла одна женщина - член суфийского братства. Танец состоял из трех частей разного ритма и сопровождался особыми движениями рук и выражениями лица и представлял собой три периода жизни женщины. Последняя часть изображала эротическое пробуждение основной силы человека во время сексуального соития и представлялась движениями живота и лобковой области. Галлус указывал, что "женщина, которая исполняла танец, страдала, как при родах, и вела себя как роженица". Опытная танцовщица, знакомая с суфийскими практиками, достигает экстаза в ходе танца и, что более важно, своеобразным образом наводит на зрителей эротическое очарование, что приводит их к такому же открытию сознания.

Что же до танца семи покровов, их эзотерический символизм и эротическая направленность весьма ощутимы. Традиция возводит этот танец к временам Ахума, царя ахумитов, который в году захватил страну царицы Савской. Его любимицей была прекрасная Айла Сах, которую евнух гарема однажды застал при попытке сбежать с одним из гостей во дворце. Айла, чтобы спасти свою голову, обещала султану исполнить танец семи покровов. Покров, вуаль, фата - это был символ чистоты и невинности в египетском и индийском обществах.

Сбрасывание каждого из покровов означало достижение чистоты первоначального эдемского сознания. Покровы символизировали четыре элемента огонь, землю, воду и воздух и три основы Существа тело, душу и дух. Сбрасывание их означало достижение "квинтэссенции" пятой сущности, превосхождения четырех элементов и "единства" превосхождения трех основ.

Евнух - хранитель сераля Гаремы Константинополя, Аравии и некоторых других стран, связанных с различными индийскими и восточными религиозными концепциями, всегда охранялись евнухами. И только им позволялось заходить внутрь. Евнухов использовали из простой предосторожности - чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина.

Существовали три типа евнухов: Первый тип считался самым надежным, другие два - нет, поскольку у них еще пробуждалось сексуальное желание в начале юношеского созревания.

Первые, благодаря кастрации, менялись физически и ментально, у них не росла борода, гортань была маленького размера и поэтому голос звучал по-детски; по характеру они приближались к женщинам. Арабы утверждали, что они живут недолго и умирают еще до достижения 35 лет.

Главная идея состояла в том, что евнух был в сексуальном отношении нейтрален, у него не было ни женских, ни мужских признаков пола и, таким образом, его присутствие в гареме никак не нарушало атмосферу этого особого места, к тому же он оставался в любом случае верен хозяину сераля.

Итак, что такое гарем? Скорее всего, не мусульманину никогда не понять этого до конца. Но тем не менее можно сказать с уверенностью - это и институт государственной власти гарем гаремом, а влиятельные жены, державшие под каблуком пашей и султанов, были и здесь , это и некий мусульманский женский монастырь, это и школа женского эротизма, это и И сладкая греза Востока ЗВЕЗДА ГАРЕМА Мужчины уверяют, что по природе полигамны и каждому из них нужна не одна женщина, а несколько.

Детская Алев Лив Крутье родилась и выросла в Турции, а в году уехала в Америку. Она написала книгу о гареме "Мир под вуалью". Ёто очень точная и достоверная книга, потому что автор застала турецкие гаремы вживую. Она написала о своей бабушке Зехре, что ее вместе с детьми взял в гарем брат ее покойного мужа, когда та овдовела. Взял для того, чтобы дать возможность воспитать детей брата.

Ее бабушка вышла замуж, когда ей было четырнадцать, а жениху сорок. Обычно женщины, населявшие турецкие гаремы, были привезены из Ёфиопии и Сеннаара, прочие из Черкесии и других кавказских стран. В гаремах царили совершенно детские шалости. Обитательницы толкались и брызгались водой в бане. Они вели себя совсем по-детски, да ведь они и были сами совершенными детьми. С их собственными детьми поступали по-разному. Были времена, когда детей султана - особенно мальчиков - просто поголовно убивали, чтобы не плодить претендентов на престол.

В середине прошлого века эти жестокости отменили и стали отсылать младенцев в особый детский гарем, где они росли совершенно оторванными от жизни. Известен случай, когда такой наследник даже наследовал трон. Но править он не смог. Ему захотелось вернуться в свой детский дворец, полный нянь и детей.

Женщины гарема султана редко становились матерями. Произвольный выкидыш практиковался в гареме: Надзор, который они осуществляли за женщиной, удостоившейся чести разделить ложе с правителем, был очень строг и позволял распознать самые первые симптомы беременности, которые они тут же прерывали. Впрочем, случалось, что обитательница гарема скрывала беременность, делая султана отцом вопреки его желанию. Родить потомка султана - это был риск и шанс.

Можно было погибнуть, а можно стать матерью нового султана. Не отсюда ли пошла у турчанок манера быть толстой? В полном теле беременность скрыть было легче.

Говорят, что когда шли большие войны, в гаремах рождались сплошь мальчики. Ёто означает только одно: Красота Вот описание одного из восточных идеалов женской красоты: При строжайшей закрытости гаремов, известно, что хозяин угощал их видом своих гостей, позволяя оглядывать их обнаженными с балкона в бассейне.

Часто полные праздности и неги, перекормленные сладостями, изнеженные и требующие любви обитательницы гарема любили друг друга. За лесбийскую любовь то карали, то поощряли, делая ее частью любовного ритуала. Султан Ибрагим I кидал в бассейн жемчужины и рубины, заставляя девушек нырять за ними. Англичанин Дорис, выпустивший в году книгу о турецком султане Абдул-Хамиде, обнаружил, что многие его женщины "предаются сапфизму - преступлению, строго наказуемому в серале.

Иногда греховная любовь остается платонической, но из опасения, что она перерастет в бурную страсть, подозрительные пары разлучают". Некоторые из них, "насколько это возможно", от безвыходности пытались заниматься любовью с евнухами. Не чрезмерная ли ревнивость нрава заставила его запретить впускать в свой гарем животных, даже кастрированных? И если это случилось, ему достаточно произнести что-нибудь вроде: Мать или жена султана делает ей знак приблизиться, и новоявленная гэздэ получает право поцеловать край дивана, на котором сидит его величество.

После чего она покидает двор своей госпожи и поселяется в особом помещении гарема, где ее и навещает султан. Если - да, то она делается икбал, фавориткой, получает месячное жалование, иногда штат прислуги и отдельное помещение. Фаворитки получали подарки не только от хозяина, но и от просителей, потому что ежедневно общались с султаном.

Делалось это через сложную систему соотношений с внешним миром через евнухов за очень хорошую плату. Чудовищная коррупция Османской империи в гаремах принимала какой-то фантасмагорический характер. Кутузов, будущий фельдмаршал и князь Смоленский, прибыв главой дипломатической миссии в Стамбул, получил очень выгодные условия мира, задаривая фавориток в гареме султана. Быт Турецкий историк Дурсун Бей писал: Гюльбеяз, фаворитка Мехмеда IV написала в семнадцатом веке: Моя кожа стала похожа на слоновую кость.

Его держали в драгоценных коробочках из рубинов и сапфиров. Наложницы предпочитали есть опиум, а не курить, потому что тогда кайф продолжался дольше. Ёто, как и теперь был способ забыться, забыть себя, забыть прошлое. Английская гувернантка, с до года прожившая в доме турецкого паши, писала: Они составляли три отдельные дома из которых каждым управляла законная жена.

Пять или шесть рабынь-матерей жили в помещениях законных жен и прислуживали под их начальством. Все остальные женщины были рабыни, принадлежащие к различным разрядам, за исключением пяти или шести старух, служивших дуэньями. Между невольницами в турецком гареме первое место занимают те, которые принадлежат паше; за ними следуют невольницы первой, второй и третьей жены; далее те, которые состоят при детях, смотря по возрасту последних; потом невольницы матерей-невольниц и, наконец, невольницы невольниц.

Последние обыкновенно - негритянки из Абиссинии или Нубии. У нас была даже готтентотка. Главных невольниц всех категорий называют "кальфами". Их очень уважают и через несколько лет службы находят им мужа сообразно их званию. Кроме того, им дают помещение, невольниц и ежемесячную пенсию". Гарем для мусульманина - не вертеп, не полигон для группового секса, а, скорее, воплощение домашнего очага, его "прайвиси".

Здесь дети, в конце концов А наложница уже тогда часто была для мусульманина не просто сексуальной рабыней, а, по сути дела, женой, с той лишь разницей, что не имела права, как законная кадина, претендовать на долю наследства и в принципе могла в одночасье потерять свое привилегированное положение в доме.

Парадоксальность ситуации заключалась еще и в том, что формально рожденные ею от хозяина дома дети были его законными детьми, в то время как она сама считалась всего лишь матерью-рабыней. Во всех античных обществах гаремы в техническом смысле этого слова принадлежали состоятельным мужчинам. Арабские авторы, а вслед за ними это стали делать и их коллеги из других народов, применяют этот термин как для обозначения части дома, отведенной для женщин, так и для обозначения женщин, которые там живут.

Англичане, колонизировавшие эту страну, обнаружили, что местные жители часто употребляли это слово. Это были итальянцы или греки, поселившиеся в Италии, которые навещали Левант, делая это обычно по торговой надобности. Обнаружив, что у турков женщины живут в отдельных покоях, они поинтересовались, как такие покои называются. Турки по большей части народ малоразговорчивый, а уж если темой 17 разговора являются их женщины, а собеседником — неверный, то и подавно. Это турецкое слово означает всего-навсего просторное здание или постройку любого типа.

Поскольку в Индии женская половина обычно отделяется от остального дома занавесом из плотной ткани или шторами, это слово стало в конце концов употребляться для обозначения всего того, что находилось за таким пардахом.

Причем о том, что он представляет из себя в Турции, на Западе знали несравненно больше, чем об аналогичных заведениях во всех других нехристианских странах. Большая часть документов относится к собственному гарему султана, или сералю, как его вскоре стали называть ближайшие европейские соседи турков — итальянцы. Венецианский посол в Турции, служивший там в XVII в. Главным из них являлся великолепный резной павильон, где находился тронный зал. Вся прислуга этого и других зданий, а также гарема состояла из мужчин.

Сам гарем своим видом и внутренней композицией походил на огромный монастырь, где размещались спальни, трапезные комнаты, ванные и прочие помещения разного рода, призванные создать удобства для обитавших там женщин. Его окружали огромные цветочные клумбы и фруктовые сады. В жаркую погоду обитательницы гарема гуляли по кипарисовым аллеям и наслаждались прохладой, исходивший от фонтанов, которые там были устроены в немалом количестве.

В это число входили молодые наложницы, женщины постарше, надзиравшие за ними, и невольницы. Все наложницы были иностранками, некоторые стали добычей янычаров и других турецких солдат, других приобретали на невольничьем рынке, а третьи приходили сами, по своей собственной инициативе.

Их всех учили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и готовить. Видные сановники и военачальники, желая заслужить расположение монарха, часто дарили ему юных девственниц, которые также становились затворницами гарема. Они либо покупали их специально для этой цели, либо отбирали из числа своей челяди. Всех этих молодых женщин сразу же принуждали принимать мусульманскую веру. Интересно знать, сколько девушек отказалось сделать это, однако таких фактов либо не было отмечено, либо их нигде не регистрировали, поскольку в архивах не сохранилось никаких упоминаний на этот счет.

После обращения в ислам девушек в обязательном порядке подвергали проверке, каковая в наше время именуется тестированием. Проверялись их физические данные и умственные способности. Этим обычно занималась старшая по возрасту из наставниц. Затем девушек размещали в различных комнатах согласно их возрасту и достоинствам, группируя вместе тех, кто находился на одном уровне развития, точно так же, как это делают в современных образовательных учреждениях.

Каждая спальня была рассчитана на сто девушек и устроена таким образом, что вдоль стен размещались диваны, а центральное пространство оставалось свободным, как в госпитале, чтобы по нему могли ходить наставницы, каковых приходилось по одной на каждые десять наложниц. Ванные, туалеты, мануфактурные склады и кухни находились рядом с дортуарами. Днем наложниц обучали турецкому языку, рукоделию и музыке. Им предоставляли великолепные возможности для отдыха и развлечений как в самом гареме, так и снаружи, в окружавших его садах, где они 72 играли в различного рода игры, в том числе очень подвижные и шумные.

В такие моменты они давали выход своей нерастраченной физической энергии и становились похожими на детей, шаловливых и проказливых. Если не во всех деталях, то в принципе это заведение, должно быть, в значительной степени походило на привилегированную закрытую школу для девочек, какие появились в XX в. Единственная ощутимая разница, помимо присутствия евнухов, заключалась в причине, которая привела в сераль всех его обитательниц.

В этом заведении их готовили вовсе не к тому, чтобы они стали женами и матерями тех, кто принадлежал к правящей касте, а к тому, чтобы они, время от времени отдаваясь своему повелителю, ублажали его как можно более изощренными ласками. Возможно, последняя цель не отражала в соответствии с представлениями, бытовавшими на Западе, такого высокого идеала, как первая; и тем не менее для ее достижения требовалась не менее тщательная подготовка.

Султан, как пишет посол, никогда не видит и не посещает этих молодых женщин, если не считать того случая, когда их ему представляют на официальной церемонии. Если же они ему вдруг понадобятся для какой-либо цели, пусть даже ему захочется всего лишь послушать их игру на турецкой флейте и пение или же посмотреть их танцы, он уведомляет об этом дежурную наставницу. Она затем выстраивает девушек в шеренгу, и монарх инспектирует их, подобно тому, как офицер осматривает строй солдат на плацу.

Однако здесь все сходство заканчивается. Это значит, что позднее она должна будет провести с ним ночь. Иногда в таких случаях султан еще более конкретизирует свой выбор, бросая носовой платок в сторону приглянувшейся девушки.

Ее купали в ванне, натирали душистыми маслами, выщипывали ненужные волосы, массажировали, наряжали и украшали.

Все эти процедуры длились как правило многими часами и всеми своими хлопотами, беготней и суматохой превосходили приготовления любой европейской невесты к ее моногамному браку. Наконец в портрете наложницы поставлен последний штрих, и несколько пожилых черных невольниц ведут ее в личные спальные покои султана, которые находятся там же в гареме. Пара этих негритянок остается в спальне всю ночь, и каждые два-три часа им на смену приходят новые стражи женского пола.

Их главной обязанностью является присмотр за двумя факелами, которые горят всю ночь. Один из этих факелов находится у двери, а другой - у подножия кровати.

Утром султан встает первым и надевает чистую одежду, а не ту, в которой он пришел прошлым вечером. Эту одежду вместе со всеми деньгами, хранящимися в ее карманах и зачастую составляющими немалую сумму, он оставляет в качестве подарка спящей наложнице.

Если у нее рождается мальчик, этот титул подтверждается пышной официальной церемонией, и счастливой наложнице на время поручается управление всем гаремом. В ее подчинение поступают даже все наставницы. Вне всякого сомнения, такое положение является верхом мечтаний любой школьницы в любой стране. И это еще не было пределом. Могут последовать и другие почести.

Султан мог даже в исключительных об- 74 стоятельствах жениться на ней, наделив ее, как того требует закон Пророка, приданым. Однако этот подарок должен соответствовать сану дарителя и масштабу благотворительной деятельности, которой должна заниматься султанша.

Своей пышностью он должен поражать воображение, достигая сотен тысяч цехинов, и поэтому даже из турецких монархов немногие могут пойти на такие расходы. Придворные, которые также имеют виды на эти деньги, всегда поощряли колебания султана в этом вопросе.

Но даже если до свадьбы дело не доходит, султанша года получает право на свиту из тридцати евнухов и соответствующего количества невольниц. Когда она покидает пределы дворца, улицы очищают от прохожих и зевак. Если же она и ее свита намереваются совершить прогулку по Босфору в катерах, то гребцы выходят из них и отворачиваются в сторону, ожидая, пока женщины займут свои места в палубных каютах, которые завешены плотными шторами и находятся под усиленной охраной.

Если султан решает выдать кого-либо из своих родственниц замуж, то по обычаю он обязан дать за ними очень богатое приданое, в которое должны внести свой вклад все остальные обитатели гарема, в том числе евнухи и невольницы, нравится им это или нет.

Если будущий муж этой родственницы не в состоянии обеспечить свою высокую невесту достаточно многочисленной и хорошо вышколенной челядью, как того требует ее положение, или же у него нет роскошного дворца, султан дает ему таковой за счет казны. Однако на этом финансовому везению жениха наступает конец, так как он не только сам обязан найти средства для выплаты довольно значительного выкупа, но и тратить немалые деньги на удовлетворение всяческих прихотей 75 своей новой жены, которой он уступает в социальном смысле, независимо от должности, занимаемой им до и после этого знаменитого события.

Как правило, эта леди прилагает все усилия к тому, чтобы он не забывал, какую честь она ему оказала, став его женой. Многие наложницы, естественно, так никогда и не удостаиваются чести разделить ложе с султаном. Их более удачливые товарки презирают этих несчастных девушек и издеваются над ними, делая это с чисто женской изобретательностью. Однако в конце концов эти страдания бывают не напрасными и в определенной степени вознаграждаются.

С течением времени девушка, на которой монарх ни разу не задержал своего взгляда, становится наставницей просто по выслуге лет и получает возможность отыграться на тех, кто ее тиранил. Достаточно часто менее привлекательные молодые женщины оказываются самыми хитрыми и в итоге поднимаются по служебной лестнице очень высоко. Что касается женщин, родивших султану детей, то обычно он больше не спит с ними, но отсылает в другие имперские гаремы, откуда им нетрудно вырваться, если они находят себе достойную пару, и с согласия повелителя выходят замуж.

Это мать монарха, которая носит титул Sultana Valide — валиде-султан. Ее помощницей является старшая наставница. Затем идет длинный список должностей ниже рангом, от важной леди канзначейства до такой мелкой рыбешки, как хозяйка шербетов напитков из фруктовых соков или, например, главная подавальщица кофе. Каждая женщина, входившая в эту иерархию, например, старшая горничная, хозяйка платьев, смотрительница бань, хранительница драгоценностей, чтица Корана и старшая кладовщица, имела в своем подчинении группу учениц, из которых и назначалась ее преемница.

Из этих групп рождались более или менее постоянные 76 маленькие компании, объединенные своими собственными интригами и амбициями как в частной, так и в публичной сферах, и каждая такая компания пыталась опередить соперниц в борьбе за благосклонность султаны-валиде, старшей наставницы или наиболее могущественного евнуха. Гарем обычного турецкого торговца или чиновника, разумеется, никак не мог претендовать на хотя бы отдаленное сходство со всем этим великолепием.

Он обычно располагался на верхнем этаже в передней части дома и оборудовался отдельным входом. Он имел свой собственный двор и сад. Селамлик мужскую половину и гаремлик женскую половину как правило разделяла запертая дверь, ключ от которой хранился у хозяина дома.

Рядом с дверью был устроен люк, и через него пища, приготовленная женщинами, могла подаваться мужчинам, которые никогда не ели с ними за одним столом. Несмотря на подобное затворничество, женщины, принадлежавшие к среднему классу, вполне могли положиться на своих образованных мужей и законодательную систему, которая не только в значительной степени благоволила к ним, но и довольно эффективно функционировала.

Они редко терпели те унижения и оскорбления, которые выпадали на долю их сестер в Марокко, Персии или Индии. Вышесказанное относится по меньшей мере к турчанкам, проживавшим в европейской части Османской империи. Обстановка гаремлика в доме среднезажиточного турка состояла из жестких диванов, настенных ковров и половиков.

Решетчатые окна позволяли обитательницам наблюдать за происходящим на улице и в то же время не давали возможности прохожим заглянуть внутрь. В центре гаремлика находился просторный зал, или гостиная, откуда открывался доступ в комнаты меньшего размера, располагавшиеся по обе стороны этого зала. План такого гарема почти полностью совпадает с тем, что удалось обнаружить в результате археологических раскопок.

С трех сторон вдоль стен шел низкий диван, и в одном углу высилась стопка плоских прямоугольных, довольно жестких, подушек, на которых обычно сидела хозяйка гарема. Она принимала гостей, держа в одной руке шкатулку с драгоценностями, а в другой - зеркало. Помимо вышеперечисленных предметов, здесь мог находиться еще столик с мраморным верхом, на котором стояли зеркало и канделябр. Столик помещался у стены, а с обеих его сторон находились ниши с полками, где хранились флаконы с розовой водой, кубки с шербетом и различные украшения и безделушки.

Помимо этого, рядом с диванами обычно стояло несколько круглых ореховых столиков, инкрустированных перламутром, предназначавшихся для пепельниц, спичек после изобретения последних , чашек с кофе и т. Путешественники, если им разрешалось заглянуть на пару минут в спальни рядом с гостиной, обычно удивлялись отсутствию в них кроватей. Женщины спали на полу, расстилая на ночь матрасы, которые утром убирались в большой шкаф, встроенный в стену.

Больше в спальне ничего не было. Омовения совершались в маленькой умывальной, в полу которой устраивалось отверстие для слива грязной воды. Гаремлик, по которому обычно гуляли сквозняки, обогревался жаровней из желтой или красной меди, где тлели древесные уголья, наполовину засыпанные золой.

Эта жаровня, поставленная на треногу, стояла посредине гостиной.

"Белое солнце пустыни". Интересные факты.. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Однако правда состоит в том, что забот у обитательниц гарема было по горло. В их перечень входила и обычная работа по дому: Современному европейцу это кажется дикостью, но ведь тогда не существовало бытовых приборов, облегчающих женский труд. Они любили совершать прогулки, о которых уже упоминалось, потому что тогда у них появлялась возможность пофлиртовать с прохожими.

Однако благодаря неизменному присутствию евнухов эти потрясающие взгляды из-под яшмака или вуали никогда не имели продолжения. На частых пикниках царило бурное веселье. Девушки танцевали и играли в салки.

Это могло удивить лишь европейцев. Девушки могли стоять на головах, если им хотелось, и евнухи не стали бы им чинить препятствий. Обязанности последних сводились в основном к предотвращению попытки какого-либо зеваки, охочего до любовных приключений, завязать знакомство с наложницами, и евнухи справлялись с ними весьма эффективно.

Представление о гаремах, господствовавшее в Европе вплоть до начала XX в. Для Турции такая сцена являлась гораздо большей редкостью, чем для Италии периода Возрождения или для крепостнической России XIX в. Турки, как правило, имеют гораздо более серьезные взгляды на жизнь, чем, скажем, египтяне или арабы. Несмотря на то, что турецкие гаремы так часто фигурировали в европейской художественной литературе, живописи и балете, факты говорят о другом.

Турки всерьез заинтересовались гаремами после того, как овладели Константинополем и увидели, что этот институт пользовался большой популярностью у византийских христиан. Это заведение существовало скорее как маленький мирок, само по себе, и им управляла с холодной расчетливостью и дотошной внимательностью пожилая женщина, а вовсе не хозяин дома. Такой управительницей могла быть либо его жена, либо мать. У каждой обитательницы гарема имелся свой, четко очерченный круг обязанностей, которые она исполняла.

Она была обязана неукоснительно следовать бессчетному количеству жестких правил и инструкций. Во многих отношениях подобные порядки походили на жизнь в женском монастыре. Именно тогда с подлинной достоверностью высветились все ее детали.

Отличался подозрительным и жестоким характером. При нем Турция потерпела поражение в войне с Россией, и значительно ускорился процесс ее экономического и политического подчинения западным державам.

Еще более ухудшилось положение немусульманских народов империи, в частности армян, в отношении которых правительство Абдул-Гамида инспирировало массовые погромы и резню в , и гг.

За ними начинается третий двор, где расположены жилые покои Дома Блаженства Дарус-Саадет. Во времена Османской империи в дни праздников-байрамов перед Воротами Блаженства устанавливался трон с балдахином, восседая на котором, султан принимал поздравления своих высокопоставленных чиновников. Нескольких фавориток Абдул-Гамид взял с собой в Салоники, где он жил в ссылке.

После его падения имперские гаремы в Константинополе прекратили свое существование. Но вернемся к периоду их зарождения и развития. Коран запрещает кастрацию, и поэтому лица, принадлежавшие к этой привилегированной касте, как мы уже упоминали, рекрутировались главным образом из числа иностранцев и в принудительном порядке обращались в ислам после операции.

Благодаря ей пронырливый, хитрый юноша мог добиться могущества и богатства за гораздо более короткий срок, чем если бы он занимался торговлей или служил в войске султана. Главными регионами — поставщиками этого живого товара были Египет, Абиссиния и Центральная Африка.

"Белое солнце пустыни" (сенсационные подробности съемок легендарного фильма)

В правление Абдул-Гамида II он подвергся коренной реконструкции. На его территории существовали керамические мастерские, мебельная фабрика, швейный цех, театр, библиотека, обсерватория, музей фауны, картинная галерея, госпиталь, клиники, аптека, лесопилка, ветлечебница и даже зверинец.

Для детей султана были построены также ясли и школа. По этой причине их подвергали лишь частичной кастрации, и потому они могли совратить своих подопечных. Кроме того, для этой категории евнухов был характерен высокий процент заболеваемости и смертности. Однако как черные, так и белые юноши нередко добровольно предлагали свои кандидатуры султанским вербовщикам, прельщенные заманчивой перспективой, которая открывалась перед ними на этой службе.

Единственным чиновником во всей Османской империи, который располагал правом неограниченного доступа к монарху в любое время суток, был начальник черных евнухов султанского гарема. Он мог иметь в своей собственности до трехсот лошадей и любое количество молодых невольниц. Нет необходимости упоминать, что его опасались больше, чем любого другого придворного сановника, и это, естественно, отражалось на размере взяток, которые он получал. В расцвете славы и могущества Османской империи, который приходился на XVI в.

Это давало им возможность своими глазами увидеть некоторые детали быта гарема и позднее описать их в своих путевых заметках или мемуарах, как мы уже имели случай убедиться, хотя проверить их свидетельства на предмет соответствия действительности представилось возможным лишь спустя много лет, а то и веков.

Это касается не только султанского гарема, но и различных женских заведений, которые тогда были непременной принадлежностью образа жизни состоятельных турок. Всеми 82 делами в них заправляли женщины и черные евнухи. В результате сложилась традиция, когда ни один турецкий муж даже не мечтал о том, чтобы войти в свой гарем, если там находились посторонние, разумеется, принадлежавшие к женскому полу. В числе таких гостей часто оказывались жены европейских послов, чьи резиденции находились в квартале турецкой столицы, известном под названием Пера, или других европейцев, проживавших в Стамбуле.

Именно черные евнухи и белые жены христианских дипломатов и оставались для Европы двумя главными источниками сведений о турецких гаремах, пока те не начали исчезать на рубеже Х1Х-ХХ вв. С течением времени наиболее тактичным и коммуникабельным женам посланников, аккредитованных при Высокой Порте, удалось дополнить эту информацию. Однако к их отчетам следует относиться с осторожностью. Ибо, несмотря на то, что лучшие из них прилагают все усилия к тому, чтобы быть честными и объективными, религиозные предубеждения часто приводили к искажению того, о чем им рассказывали.

Другие наблюдатели-женщины бросались в противоположную крайность, сравнивая свою собственную участь с участью обитательниц гарема и делая выводы не в свою пользу. Однако их несомненной заслугой является то, что они смогли доказать несостоятельность некоторых сплетен и неправильных представлений, касавшихся отношения ислама к женщинам.

Так, например, от самой эрудированной из всех этих леди, миссис Гарнетт, которая в г. Эти черкешенки были вынуждены буквально соревноваться между собой заправо стать наложницей. Женские покои в некоторых дворцах занимали огромную площадь. И в каждом случае можно было говорить о своих собственных традициях, обычаях, привычках, этикете и даже языке, на котором в них разговаривали, совсем как в некоторых английских привилегированных учебных заведениях с давней, устоявшейся репутацией.

Девушку, как правило, покупали в очень юном возрасте, чтобы она успела получить достаточно хорошие навыки в искусстве обольщения мужчин, прежде чем начать соревноваться со своими старшими товарками в борьбе за внимание султана.

Разумеется, в роли наложниц у них не было никаких перспектив, и их с самого начала набирали в гарем для работы в качестве поварих, горничных, банной прислуги, прачек и т. Девушки с хорошими внешними данными получали образование, контуры которого автор уже очертил ранее. Обычно между ними и теми, кто их обучал, существовала крепкая взаимная привязанность, точно так же, как в любой европейской школе.

Как правило, султан выбирал своих фавориток из девушек, которых дарят ему мать, видные сановники или же властитель какого-либо государства, естественно, восточного.

Однако теоретически шанс обратить на себя внимание султана имелся у всех, даже у вышеупомянутых поварих. Его величество мог навещать свою мать, одну из матерей своих детей или же одну из своих незамужних дочерей. Он мог заметить при этом какую-либо горничную и сделать в ее адрес комплимент. В таком случае хозяйка приказывала этой девушке подойти к монарху и поцеловать край дивана, на котором он 84 сидел.

Когда девушка надоедала монарху, ей выделяли приданое, кое-какую обстановку, назначали небольшую пенсию и находили мужа из числа государственных чиновников. Однако если ей случалось пережить своего повелителя, она никогда больше не выходила замуж и оставалась вдовой до самой смерти, как в Индии.

После того как на трон вступал новый султан, гарем покойного монарха переводили в другой дворец, обычно старый и обветшавший. Один из принципов прежней турецкой конституции гласил, что влияние султанской семьи на политику должно быть сведено к минимуму. Именно по этой причине султан теоретически никогда не должен был жениться, так как это было обусловлено законом. Его так называемые жены с точки зрения закона оставались невольницами, какими они были, когда впервые переступили порог гарема, и титул султанши, несмотря на свою пышность, мало что значил.

Это правило, однако, как мы увидим позднее, не мешало им иногда оказывать огромное влияние на слабовольных монархов, полностью подчиняя их себе; После ознакомления с этой бытовой иерархической структурой гарема турецкого султана, нетрудно прийти к выводу, что главным занятием каждой женщины во дворце, помимо заботы о своей внешности, прогулок по магазинам и прочих вылазок, таких как пикники и посещения бань, были интриги, которые она вела, до- 85 биваясь выгод либо для себя, либо для своей хозяйки.

Провинившиеся девушки подвергались физическим наказаниям. Обычно их секли розгами, а не били палками по пяткам, так как это традиционное турецкое наказание могло нанести непоправимый вред здоровью наложницы, то есть сделать ее калекой. Экзекуцию совершали евнухи по приказу наставниц. Вне всякого сомнения, в гаремах с менее строгими правилами такая практика приводила к определенным злоупотреблениям сексуального характера.

Однако сведения о них, как обычно в таких случаях, не отличаются особой достоверностью и часто являются простыми сплетнями злопыхателей. Похоже, что сами евнухи едва ли когда-либо становились объектами подозрений со стороны турецких мужей.

Последние были гораздо больше озабочены, и не без причины, проблемой лесбиянства, которое в гаремах было не таким уж редким явлением. Доницетти-паша написал национальный гимн тогдашней Османской империи и построил первый оперный театр в турецкой столице.

Джузеппе Доницетти был старшим братом композитора Гаэтано Доницетти , с творчеством которого связан расцвет искусства бельканто. Доницетти писал для театров Италии, Парижа, Вены.

Совершенно очевидно, что половое общение с единственным легально доступным мужчиной в силу своей эпизодичности никак не могло удовлетворять их, и они часто чувствовали себя обделенными и разочарованными.

Эти отношения поневоле приходилось сохранять в глубокой тайне, в противном случае любовниц ждало суровое наказание, которому их подвергал разгневанный муж.

Следует однако сделать оговорку, что это наказание, безусловно, оказалось бы еще более суровым, если бы муж застиг жену, совокупляющейся не с любовницей, а с любовником. В любом случае такая практика лесбийской любви служила еще одной причиной ревности и интриг среди обитательниц гарема. Возникает вопрос, были ли эти женщины в целом счастливы или несчастны?

Наблюдатель-европеец, даже при отсутствии у него религиозных предубеждений, будет склоняться к отрицательному ответу, учитывая длинный перечень ограничений женщин в правах. Турецкая жена всегда полностью отдавала себе отчет в том, что ей постоянно придется делить своего мужа с другими женами или наложницами. Она не могла рассчитывать даже на самое безобидное и ординарное социальное общение с другими мужчинами, какое в Европе принимается как нечто само собой разумеющееся.

Какая бы то ни было интеллектуальная или даже частная жизнь была для гаремной затворницы понятием совершенно немыслимым. Поблизости всегда находились не только ее товарки, но и евнухи. Любой европейский психолог с уверенностью скажет, что подобные жесткие правила, которые уже в то время на Западе считались крайне унизительными для человеческого достоинства, должны были неизбежно привести к формированию глубокого комплекса неполноценности, со всеми вытекающими отсюда последствиями для психического состояния личности.

Иногда это означало необратимые изменения в сексуальной ориентации. Например, для отношения жителей Востока к самому акту полового общения совсем не характерна та странная смесь морального ужаса, физического отвращения и интеллектуального презрения, которая была типична для представителей западной цивилизации вплоть до недавнего времени. Восточная женщина ни в коем случае не обладает иммунитетом против ревности. Однако она не станет ненавидеть мужчину до самой смерти, как это бывает с итальянками или испанками, или безжалостно преследовать его всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, как это делают англичанки, просто потому, что он спит с более удачливой соперницей.

Как правило, на Востоке женщина не слишком расстраивалась из-за неудач на любовном фронте, которые случаются со всеми представительницами слабого пола. Тем более, что почти все ее подруги рассматривали эту проблему с практической точки зрения, считая ее не более досадной, чем менструация. Мы можем быть совершенно уверены в том, что явление, которое сторонники моногамии называют супружеской неверностью со стороны мужа, никогда не имело большого значения для турецких женщин.

Естественно, речь идет о периоде полигамных отношений.



Смотрите также:
Коментарии: